[personal profile] dburtsev
Михаэль Хартман - известный немецкий социолог, профессор Дармштадского технического университета. В конце июня научный журнал Berliner Journal für Soziologie выйдет с его исследованием под названием "Больше преемственности, чем перемен. Немецкие элиты - от империи до наших дней" (в онлайн-версии текст доступен с 23 июня). В нем проанализированы специфические черты, характеризующие механизмы рекрутирования четырех основных элит страны - политической, экономической, административной и юридической.

Главный шокирующий вывод исследования таков: тот, кто хочет пробиться в Германии на самый верх - в элиты, должен родиться для этого в "правильной" семье. На протяжении полутора веков именно происхождение определяет шансы на успех - в экономическом и социальном смыслах, делает вывод ученый...
"В экономике очень небольшое число людей решает судьбу тех, кто будет занимать руководящие позиции. И эти люди подбирают на руководящие позиции себе подобных. Другой аспект: в экономике много наследников бизнеса. Они не должны отвечать каким-либо критериям - бизнес достается им по наследству. Идет ли речь о таких концернах, как DM, Rossmann, Miele… это передача собственности в семейном кругу. Такого нет больше нигде: только в экономике вы можете передать в наследство должность".

Германия - не исключение. В странах Скандинавии пробиться в экономике сложнее, чем в политике, но точно легче, чем в Германии. Во Франции еще сложнее - как в экономике, так и в политике...

Конечно, всегда есть исключения. Он приводит пример немецкого менеджера Джо Кэзера (Josef Käser), который занимал должность исполнительного директора немецкого концерна Siemens до 2021 года. Такие случаи есть, и они получают широкую огласку. Поэтому в медийном пространстве складывается картина, что это возможно, ведь эти примеры реальные. Однако они всегда являются исключением из правил, подчеркивает Хартман...

Однако позитивный тренд на примере рабочего класса все-таки заметен. Хартман приводит данные по генеральным директорам и председателям правления 100 крупнейших немецких компаний за разные исторические периоды. На представителей рабочего класса в Веймарской республике приходилось чуть более одного процента. В 2020 году их доля выросла уже до 6,8 процента. "Это маленький прогресс можно объяснить экспансией образования - оно стало доступным более широким массам", - объясняет профессор.

В целом есть подвижки внутри разных слоев населения, но общая ситуация остается неизменной. Отбор элитарных кругов происходит из четырех процентов высших слоев населения. "В конечном счете, когда встает вопрос, кому достанется позиция, решает происхождение", - убежден Хартман. По его мнению, Германия остается в этом отношении "закрытой", но не является при этом особенным случаем.

Если посмотреть на Францию, где политическая и экономическая элиты занимают очень эксклюзивное положение, или на Великобританию с ее классовой системой - upper class, эти вещи лежат на поверхности, и можно подумать, что в Германии такого нет, но социальное рекрутирование в Германии ничем не отличается. Механизмы отличаются: в Германии нет такого отбора уже на уровне университетов как в США. Но в результате и в Германии мы наблюдаем тот же эффект, который проявляется уже позднее, на пути карьерного роста. Получается, без богатых родителей не сделать карьеру? "Им не надо быть богатыми, но они должны быть обеспеченными", - отвечает ученый.
https://www.dw.com/ru/vlast-po-proishozdeniu-izvestnyj-ucenyj-razvencal-mif-ob-elitah-v-germanii/a-73058119

Profile

dburtsev

July 2025

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 7th, 2025 11:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios